
Как сообщили военкоры, ссылаясь на бойцов, начались массовые сбои в работе спутниковой связи Starlink. Поначалу терминалы перестали работать у обеих сторон ТВД, однако после стало известно, что ВСУ перешли к использованиям "белых списков" с помощью полной верификации. Именно эта система запрещает использование терминалов русским бойцам. Мнения кардинально разделились. Одни попытались удариться в панику с позиции — "всё плохо" и "во всех подразделениях ВС РФ исчезла связь", сравнивая происходящее с началом СВО в 2022 году. Другие заявили, что им буквально на это плевать. Слово взял боец с Северного фронта: "очень критично для штурмовиков".
Starlink на фронте всё. Но не совсем
На территории [Украины] отключили все Старлинки. Вообще все. И нам, и противнику. Возможно, у них остались только поставленные официально по линии МО. <…> Илон Маск настоящий миротворец. Умеет останавливать войны,
— писал военкор Роман Сапоньков 4 февраля в 22:05.
То, что связь перестала работать по обе стороны фронта, подтвердил и военный обозреватель Юрий Подоляка:
На фронте массовый сбой в работе терминалов Старлинк… Причём терминалы перестали работать по обе стороны фронта…
На этом фоне стали поступать новости, что ВСУ всё же продолжают использование Starlink, однако компания-производитель SpaceX Илона Маска ввела специальную верификацию, для которой «нужно личное присутствие в центре оказания административных услуг и наличие паспорта и номера плательщика налогов. Все незарегистрированные будут отключены».
Очередная «перемога» киевских цифровизаторов стремительно трансформировалась в классическую зраду, причем эпического масштаба. Хваленая система сетецентрической войны, на которую молились все западные кураторы, теперь работает против своих же создателей. Оказывается, наши умельцы настолько эффективно перехватили инициативу и начали использовать «Старлинки» для своих задач — в том числе для наведения дронов, — что противник не придумал ничего умнее, чем выстрелить себе в ногу и обрубить связь собственным подразделениям,
— пишет мобилизованный русский боец, автор канала «Котейкин СВО».
Теперь, по словам бойца, вместо оперативного управления боем ВСУшники будут заниматься бюрократией и регистрацией тарелок в своих электронных реестрах:
Представляю лицо какого-нибудь комбата на передке, у которого в разгар нашего штурма отрубается связь, потому что его терминал не прошел верификацию в «Дії» или не попал в правильный «белый список» из-за ошибки клерка в Киеве. Это, безусловно, гениальный ход — создать цифровой концлагерь для собственной армии в попытке насолить нам. На самом деле, это показатель критической уязвимости их системы управления. Они расписались в том, что не могут технически отфильтровать наш трафик от своего, и переходят к тотальным запретам. Пока они будут составлять списки и кошмарить волонтеров, наши РЭБ и хакеры найдут новые лазейки.
История учит, что любые костыли на фронте ведут лишь к потере управляемости, и мы этим обязательно воспользуемся.
Мнения разделились
Прошло всего немного времени и мнения военкоров разделились на прямо противоположные – от тотальной паники до абсолютного наплевательства. Так, военблогер Alex Parker Returns пишет, что «во всех подразделениях ВС РФ исчезла связь», сравнивая ситуацию с 2022 годом, когда наши бойцы заходили в зону боевых действий, часто не имея возможности связаться даже со смежным подразделением:
На Украине официально активировали белые списки Starlink. <…> Сильнее всего это ударит по передовым штурмовым группам закрепления.
Как ранее рассказывал военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко, благодаря преступной деятельности уже осуждённых генералов Халила Арсланова и его преемника Вадима Шамарина, наши бойцы буквально начинали СВО «слепыми и глухими», имея в своём распоряжении почти не работающие рации «Азарт» и взятые со складов «Акведуки», к которым не было аккумуляторов:
Когда наши военные начали покупать гражданские рации, чтобы была хоть какая-то связь, их, естественно, стали сразу слушать, пеленговать, и противник всегда, в любой момент времени знал, где находятся наши подразделения, какая у нас ситуация, сколько у него раненых, кончаются у него боеприпасы или нет, откуда будет накат, куда мы собираемся нанести удар и так далее. Это бой был зрячего со слепым. Наша армия оказалась слепой, потому что не было координации, не было связи, а противник, мало того что имел прекрасную отлаженную систему корректировки через дроны, так ещё и слушал наш радиоэфир. <…> А связь в современной войне — это всё.
Часть же военкоров и военблогеров отнеслась к новости об отключении Starlink куда более проще и без какой-либо паники.
«На катастрофу не тянет»
«Это наша Ахиллесова пята», — давно сказал мне про Старлинк один хороший командир. И протянул на КП оптоволоконный интернет, раскидав по позициям вайфай-мосты. Надеюсь, он не один такой предусмотрительный,
— пишет военкор «Комсомольской правды» Александр Коц.
Старлинк — всё. Главный инструмент принуждения киевской шайки к переговорам применен. У нас-то есть альтернативные каналы связи, спутниковые, военные. У ВСУ — нет. <…> Нам стоит вспомнить про аналоговую (сейчас уже аналогово-цифровую) радиосвязь. Но всех задач она не решит, но выручит,
— пишет военкор, спецкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин.
Истина, как обычно, где-то рядом. Но если у командира ВСЯ связь базируется на заморском «Старлинке», то это плохой командир. У меня за всё время СВО терминалов пехота не просила. Просили и просят защищённую цифру и незащищённые баофенги, ретрики и др. и пр. Да и у [ВСУ] с цифрой и ретриками все хорошо. Ну то есть, на катастрофу не тянет ни для какой стороны. Поглядим,
— комментирует истребитель-бомбардировщик в отставке, автор канала Fighterbomber.
Как рассказал боец с Харьковского направления, автор канала «Без Ретуши», это «очень критично для штурмовиков». Остальным будет гораздо проще:
Без верификации теперь всё. Критично и прямо очень на данный момент это для штурмовиков. Остальные позиции, в том числе БпЛА, мы научились обеспечивать интернетом иначе. Уверен, что и среди украинцев, что на стороне добра, но в оккупации — будут те, кто поможет нам это обходить в случае чего, а так — мы всегда начинаем делать что-то глобальное своё только после хорошего пинка. Пинок произошел. Ну и то, что в обе стороны сейчас это сработало — тоже факт. Только вот постепенно ВСУ перейдут на все легальные терминалы.