
Диверсия, о которой стараются не говорить: Вот, что предлагают властям России. Лоббирование алкоголя и табака в современных условиях демографической катастрофы в принципе не может иметь никакого оправдания. Но маркетплейсам, похоже, всё равно. Для них важнее их собственная прибыль. Можно ли навести порядок? Можно. Если не пальчиком грозить, а принимать конкретные меры.
Маркетплейсы в России, в том числе крупнейший из них — Wildberries, недоплатили налогов на сумму 1,5 трлн рублей. Об этом заявил глава «Сбера» Герман Греф, подчёркивая, что «маркетплейсы неправомерно забирают долю на рынке у физических сетей за счёт нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства». По мнению Грефа, такая практика должна быть прекращена.
В ответ основатель компании Татьяна Ким опубликовала в «Коммерсанте» открытое письмо к Центробанку, правительству и Федеральному собранию, где обвинила банкиров в том, что они обрушились на Wildberries исключительно из-за своих личных амбиций по продвижению собственных торговых платформ. При этом об интересах России в этом письме ни слова.

Русские производители жалуются на то, что условия, созданные руководством ВБ между отечественными продавцами и китайскими, не конкурентны. Представители ивановского легпрома обратились к Ким с этой проблемой.
Ситуация складывается такая, что иностранные производители, которые находятся в совершенно иных налоговых и кредитных условиях, оказались в более выигрышной позиции, чем отечественные фабрики. Перекупщики китайских товаров с лёгкостью вытесняют наши производства, а руководство платформы этого как будто не замечает.
Диверсия, о которой стараются не говорить
Отдел расследований Царьграда обращает внимание, что самые большие вопросы вызывает инициатива маркетплейсов, и прежде всего Wildberries, по легализации дистанционной продажи алкоголя и табака.
Бизнес видит в этом «расширение ниши» и «рост среднего чека». Тогда как на самом деле перед нами прямая угроза национальным интересам. Попытка Wildberries превратить покупку спиртного и сигарет в такое же обыденное действие, как заказ кроссовок или корма для собак, — это не шаг к прогрессу, а настоящая социальная диверсия. Ключевая опасность здесь кроется в разрушении барьера доступности,
— подчёркивают авторы расследования.
Эти действия маркетплейсов, по сути, перечёркивают годы работы государства по снижению уровня алкоголизации населения. Поскольку лоббирование алкоголя и табака в нынешних условиях демографической катастрофы не может быть оправдано ничем.
Понятно, что Ким и Мирзояны могут не принимать близко к сердцу интересы русского народа, но пока они работают в России, хорошо бы хотя бы проявлять сдержанность в своих желаниях,
— считают журналисты.
Кто больше всех получает, тот больше всех кусается
Собственно, о прибыли маркетплейсов. У экспертов, государственных органов и участников рынка (селлеров и владельцев ПВЗ) накопился весьма внушительный список претензий. И больше всего — в части штрафов и санкций, которые стали для компании не просто инструментом дисциплины, а отдельной статьёй дохода.
Согласно финансовым отчётам, маркетплейс получает космические доходы от штрафов, пени и неустоек — в 2023 году, например, 19,86 млрд рублей. 630 рублей каждую секунду. Вы дочитали этот абзац, а Wildberries за это время наложил ещё несколько штрафов. Даже рядовая работница склада может остаться в колоссальном минусе. Подобных историй — множество,
— отмечают журналисты.

По словам главы Союза потребителей России Алексея Койтова, наиболее агрессивно себя по отношению к потребителям ведёт тот маркетплейс, у которого наибольший оборот.
Смотрите по цифрам их оборота. Кто больше всего оборота имеет, тот наиболее агрессивно себя ведёт. Понятно, что к Wildberries больше всего вопросов по абсолютным цифрам, но и по относительным показателям — соотношение оборота и числа претензий — тоже. Крупнейшие маркетплейсы в последнее время наибольшую некорректность проявляют в ценниках, которые покупатель видит в поисковой выдаче и на карточках товара. В поисковой выдаче указывается цена со скидкой. У некоторых площадок ещё и в карточке товара. А полную стоимость, если вы не пользуетесь картой аффилированного с площадкой банка, вы можете увидеть зачастую только в корзине. Мы по этому поводу недавно обращались по всем площадкам, но реакции нет. В условиях повышенного внимания и процедуры дорегулирования их сферы они должны были бы такие вопросы сами решать — но нет,
— сказал собеседник отдела расследований.
Вот, что предлагают властям России
Если Wildberries меняет правила, то обычно они меняются в пользу самой платформы. При этом все риски перекладываются на малый бизнес (селлеров и ПВЗ) и покупателей. И ради максимизации прибыли бизнес идёт на всё: нанимает нелегалов, продаёт контрафакт, планирует алкоголизацию интернета. Если очень надо — стреляют.
Можно ли навести порядок? Можно. В первую очередь регулированием всемогущих маркетплейсов и выравниванием (как минимум) прав иностранных и местных производителей. И по линии антимонопольного ведомства надо не пальчиком грозить, а ограничивать рыночную долю организации двадцатью, а лучше пятнадцатью процентами.
Хочешь расти дальше — диверсифицируй бизнес, но на этой поляне должна быть нормальная конкуренция. В общем, на любую старуху есть проруха. Была бы экономическая и политическая воля,
— резюмируют авторы расследования.