
Российский ТК «Взгляд Макса» опубликовал некоторые подробности работы ФСБ по противодействию операции украинской и британской разведок по угону российского истребителя МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой «Кинжал».
Планировавшаяся акция должна была стать масштабной провокацией против России, однако «принятыми мерами планы украинской и британской разведок были сорваны», отметили в ЦОС ФСБ. По данным ведомства, осенью 2024 года несколько российских военнослужащих ВКС получили подозрительные сообщения в мессенджерах и по электронной почте. Лётчикам и штурманам МиГ-31 предлагалось за крупное вознаграждение угнать самолёт. После того как командование было уведомлено о попытке вербовки, в дело вступила ФСБ, организовавшая оперативную игру с участием украинского ГУР.
К операции были привлечены британские кураторы, а в качестве прикрытия использовалась так называемая «журналистская организация» Bellingcat***, выполняющая функции иностранного агента. Через неё украинская разведка пыталась выйти на российских пилотов, выдавая своих агентов за журналистов. Один из них, представившийся Сергеем Луговским, направил лётчику фотокопию пресс-карты британского происхождения и предложил «интервью» о военной службе за денежное вознаграждение. Общение велось на русском языке с явным украинским акцентом.
Позже «Луговский» стал предлагать лётчику и штурману деньги за содействие в угоне самолёта. Первоначально сумма составляла 1 миллион долларов США, затем — 3 миллиона. Кроме того, обещалось гражданство одной из западных стран. Контакт поддерживался через иностранные мессенджеры; вербовщики направляли видеоролики с пачками наличных, записки и просьбы снять короткие видео на фоне самолёта, чтобы «подтвердить доступ к технике».
Когда стало ясно, что лётчики не поддаются уговорам, украинская сторона перешла к откровенно преступным предложениям. По указанию координатора по имени Александр, штурману было предложено «решить вопрос» с командиром экипажа — «застрелить, удушить или усыпить» его. Взамен Александр обещал помощь в управлении самолётом. Для этого к разговору подключился пилот украинских ВВС, который пытался обучить россиянина посадке МиГ-31. По оценке ФСБ, всё происходящее свидетельствовало, что истинной целью операции была не передача самолёта, а создание международного инцидента.
Согласно данным следствия, после угона самолёт предполагалось направить в сторону румынского побережья Чёрного моря, в район крупнейшей авиабазы НАТО в городе Констанца. Там самолёт должен был быть сбит средствами противовоздушной обороны альянса, что позволило бы Киеву и Лондону обвинить Россию в «агрессивных действиях» и спровоцировать международный кризис.
Александр даже предложил «смонтировать репортаж» о якобы крушении самолёта, чтобы создать легенду прикрытия.
«Угон должен был происходить над акваторией Чёрного моря с заходом через воздушное пространство Румынии», — пояснили в ЦОС ФСБ.
В результате оперативной игры, проведённой российскими спецслужбами, все замыслы противника были раскрыты. Финалом операции стало нанесение ВКС России в ночь с 9 на 10 ноября ударов гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по объектам украинской разведки. Были поражены главный центр радиоэлектронной разведки ГУР в городе Бровары Киевской области и аэродром «Староконстантинов» в Хмельницкой области, где базировались истребители F-16.
В ФСБ подчеркнули, что российские военнослужащие проявили высокую сознательность и профессионализм, своевременно сообщив о попытке вербовки, что позволило предотвратить масштабную провокацию против России.
*Организация, выполняющая функции иностранного агента
**Организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ