Дай миллиард: станет ли Совет мира «личной ООН» Трампа

Дай миллиард: станет ли Совет мира «личной ООН» Трампа

Дай миллиард: станет ли Совет мира «личной ООН» Трампа

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал документ о присоединении к Совету мира и выполнении положений его устава, который с легкой руки журналистов назвали «личной ООН Трампа».

В отличие от многих СМИ Лукашенко прагматичен в своих оценках миссии и перспектив совета, рассчитывая, по его словам, продвигать в нем мирные инициативы по Украине.

Белорусский лидер сразу оговорился по поводу взноса в миллиард долларов, пояснив, что первые три года можно участвовать в этой организации в качестве учредителя бесплатно. Подчеркнул, что есть еще условие. Если будешь сотрудничать, хорошо работать во имя мира, то и без миллиарда можешь дальше работать. «Я ориентируюсь на второе», – сказал он.

Слова Лукашенко отсылают к уставу Совета мира, где отмечается, что срок полномочий каждого государства-члена составляет не более трех лет и может быть продлен председателем. Трехлетний срок полномочий не распространяется на государства, которые в течение первого года после вступления устава в силу вносят более $1 млрд «наличными средствами».

Странным образом СМИ пропустили волшебное слово «наличными», которые, слегка перефразируя героя Ильфа и Петрова, формулируются как «Дай миллиард!». Такой подход – в духе эпатажного Трампа, он навевает и соответствующее отношение к проектируемому им Совету мира.

Скепсис здесь вовсе небезоснователен, потому что идея, родившаяся как инструмент мирного процесса в Газе, расширилась далеко за ее пределы, а сама Газа в тесте документа даже не упоминается. Не добившись желаемого на Украине, Трамп взялся за Газу, являющуюся ареной противоборства не менее могущественных, чем на Украине, сил. Более того, события на Ближнем Востоке и в Европе взаимосвязаны.

Так что примирение и мир в этих и одновременно других горячих точках рассматриваются в терминологии Трампа как многосторонняя сделка с целью согласования интересов различных центров силы. Совет мира действительно может стать площадкой согласования интересов, о чем сказал и Лукашенко.

Все бы хорошо, но если исходить из опубликованного устава, Трамп обрядился в пурпурную мантию императора нового Рима и требует к себе соответствующего отношения. Эта идея на полном серьезе проходила красной нитью по всей его речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе, которая в целом была посвящена Гренландии.

Подобный эпатаж придает его инициативам налет некой ироничности. Впрочем, скоморошество не мешает Трампу решать реальные геополитические проблемы в интересах Америки. «Мы хотим кусок льда, а они нам его не дают», – сказал он в Давосе.

При этом известно о геостратегических интересах США в Гренландии, но нельзя сказать, что в существующих условиях они не решаются, однако американский лидер хочет большего.

Станет ли сказка былью

Так и с Советом мира. В преамбуле его устава заявляется, что прочный мир требует прагматичных суждений, решений, основанных на здравом смысле, и мужества отойти от подходов и институтов, потерпевших неудачу.

Звучит правдиво, только без устойчивой системы безопасности, подобной той, что сложилась после Второй мировой войны, это пустые слова. Чтобы сказка стала былью, должен быть более или менее долговременный сложившийся баланс сил, который сегодня устанавливается в ходе российско-украинского вооруженного конфликта.

Отвечая на приглашение в адрес России вступить в Совет мира, президент России Владимир Путин, прежде всего, апеллировал к урегулированию на Ближнем Востоке, поиску возможных путей решения насущных проблем палестинского народа и разрешению острейших проблем гуманитарной ситуации в Секторе Газа.

По его мнению, главное заключается в том, чтобы весь процесс благоприятно сказался на долгосрочном урегулировании палестино-израильского конфликта, основанном на соответствующих решениях ООН.

При этом необходимо, чтобы были учтены неотъемлемые нужды и пожелания палестинцев. Это касается реконструкции Сектора Газа и его базовой социальной инфраструктуры, систем здравоохранения, водоснабжения, налаживания бесперебойного обеспечения продовольствием.

Смысл послания Путина заключается в том, что уже сейчас, даже до решения вопроса об участии РФ в составе Совета мира, учитывая особые отношения России с палестинским народом, можно было бы направить в Совет мира $1 млрд США из замороженных еще при прежней администрации Штатов российских активов.

По заявлению президента России, оставшиеся средства из российских же замороженных в США активов можно было бы использовать на восстановление территорий, пострадавших в ходе боевых действий, после заключения мирного договора между Россией и Украиной. Такая возможность также обсуждается с представителями администрации США.

В сущности, российский лидер предложил американской стороне вполне внятный тест на серьезность намерений в процессе установления мира как в Палестине, так и на Украине. Это запрос Путина на разблокировку российских активов означает введение их в переговорный оборот мирного процесса.

Исторический экскурс Путина во времена сделки по Аляске также содержит политическое послание. «Нас не касается совершенно то, что с Гренландией происходит. Но у нас есть опыт решения подобных вопросов с Соединенными Штатами: в XIX веке, по-моему, в 1867 году, как мы знаем, Россия продала Соединенным Штатам, а Соединенные Штаты купили у нас Аляску» – сказал он.

Сколько стоит Гренландия

Явная ссылка на Гренландию, которую Трамп тоже хочет купить. Президент России напомнил, что США в свое время приобрели у РФ Аляску за 7,2 миллиона долларов.

На основе сравнения сделки по Аляске Путин предложил систему расчета возможной стоимости Гренландии. По его словам, площадь Аляски – чуть больше 1,717 миллиона квадратных километров. В сегодняшних ценах с учетом инфляции за все эти многие десятилетия ее нынешняя стоимость была бы 158 миллионов долларов.

Площадь же Гренландии – чуть больше 2,166 миллиона квадратных километров. То есть разница где-то 449-450 примерно тысяч квадратных километров. Если сравнить это со стоимостью приобретения США Аляски, то цена за Гренландию была бы где-то 200-250 миллионов долларов.

Российский президент предложил и сравнение в привязке к ценам на золото, тогда цена Гренландии будет приближаться к миллиарду. «Но я думаю, что Соединенные Штаты потянут и эту цифру. А главное, что у Дании и Соединенных Штатов тоже есть свой опыт на этот счет. По-моему, в 1917 году Дания уже продала, а Соединенные Штаты купили Виргинские острова. Так что такой опыт тоже существует» – резюмировал Путин .

Из слов российского лидера можно сделать вывод о политической позиции России по столь чаемой Трампом сделке. К тому же в истории США есть и другие факты подобных сделок. Похоже, Трамп из честолюбивых побуждений пытается соревноваться с Путиным в плане исторических решений по переформатированию международных отношений.

Совет мира из этого же ряда, в котором Трамп, если уж не удается стать «римским императором», на худой конец мыслит себя «ночным директором» земного шара. В отношении Газы роль Совета мира заключается в надзоре за временным органом управления в ней и организации финансирования для восстановления ее территории.

План Трампа в секторе предусматривает временное сохранение присутствия Армии обороны Израиля, обучение и поддержку новой местной полиции для обеспечения внутренней безопасности в долгосрочной перспективе, а также постепенное взятие под контроль международными силами стабилизации (ISF) территории по мере отступления израильских военных, контролирующих восточные 53% территории.

В ноябре Совет Безопасности ООН одобрил мирный план Трампа и дал согласие на создание ISF. Остался лишь один вопрос: одобряет ли этот план Израиль? Формально – да, потому что в сентябре прошлого года с участием Трампа было подписано соответствующее соглашение из 20 пунктов. Но по факту премьер-министр Израиля Нетаньяху выразил жесткое неприятие создания Совета мира, а значит, конфликт будет продолжаться.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.